Живое слово

«Живое слово»

Возраст: от 8 до 17 лет

План приема: до 16 детей

Форма обучения: очная

ОВЗ: Нет

Адрес:

369000, КЧР, г.Черкесск, ул.Тихая,39

Муниципалитет:

г. Черкесск

Все программы организатора:

МБОУ «Гимназия №18»

Контакты организации:

+7 (878) 223-71-19

gimnaziya18@inbox.ru

http://gimnazia18.ed09.ru/

Сложный процесс формирования гармонически развитой личности неизменно включает в себя совершенствование чувственной природы человека. «Именно через чувства, через сознание прекрасного приобщается он к истории своей родины, к ее природе, осознает свой труд как призвание, учится любить истину, добро и красоту.» (А.Д. Боборыкин)

Культура чувств учащихся не есть производное от интеллектуального роста. Именно развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.

Выразительное чтение – одна из наиболее активных форм обучения литературе, эффективное средство эстетического воспитания и духовного обогащения школьников. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса, искреннее восхищение от наигранного восторга, чистосердечное участие от притворного сочувствия. А главная цель исполнения состоит в том, чтобы в процессе выразительного чтения естественно, непринужденно, неназойливо выразить себя, свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.

Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст- это тройственное умение доставляет радость от встречи с художественным словом и создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной литературы.

 

Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка и т.д. Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления воли исполнителя, его намерение, которое изливается в словодействии. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу.

 

ПЕДАГОГИ

Чернышева Наталья Николаевна — учитель русского языка и литературы

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы

Теоретические сведения

Техника чтения. Требования, предъявляемые к искусству чтения, к дыханию, дикции, орфоэпии. (2 ч.)

Логика чтения. Логические паузы. Исполнение, их длительность и характер. Логическое ударение и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). ( 2 ч.) Партитура текста. ( 1 ч.)

Эмоционально-образная выразительность. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные. (1 ч.)

Практическая работа

Приемы работы над дыханием и дикцией.(1 ч.)

Создание партитуры текста.(1 ч.)

Исполнение басен. Басни «Волк на псарне», «Волк и ягненок».( 2 ч.)

Исполнение былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (1 ч.)

Исполнение стихотворных произведений. А.Пушкин «Осень», «Элегия».. (2 ч.)

М.Лермонтов «Смерть Поэта». (1 ч.)

Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». (1 ч.)

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». (1 ч.)

С. Есенин « Письмо матери», «Песнь о собаке».(1 ч.)

Исполнение прозаических произведений. И. Тургенев Из «Стихотворений в прозе». (1 ч.)

М.Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»(отрывки). (1 ч.)

А.Солженицын «Крохотки».(1 ч.)

Исполнение драматических произведений. А. Вампилов «Свидание».(1 ч.)

Подготовка сценических композиций и постановок-отчетные работы (свободное количество часов).

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель : развитие у учащихся навыка выразительного чтения художественных произведений.

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Прогнозируемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны знать компоненты и качества выразительной речи, уметь пользоваться голосом, дыханием, анализировать и читать тексты разных родов и видов литературы, соблюдать логику чтения, создавать партитуру текста, адекватно содержанию и замыслу создавать эмоциональные образы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и т.д.), целенаправленно усилием воли воздействовать на слушателей, владеть навыками самоконтроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.

Практические навыки:

  • По технике речи-дышать незаметно, не учащенно, умело использовать паузы для добора воздуха, читать четко, внятно, соблюдать нормы орфоэпии.
  • По логике чтения – овладеть «рычагами» : громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее, овладеть умением «читать знаки препинания», выполнять задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
  • По эмоционально-образной выразительности — развивать умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении.
  • В результате занятий у детей могут быть развиты следующие качества : активность, искренность, чувство сопереживания, самостоятельность, ответственность, уверенность, потребность в самопознании и саморазвитии.

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Компьютер, проектор, видеоролики и звуковые дорожки декламации стихов и чтения прозаических произведений поэтами и актёрами.

 

СТОИМОСТЬ

Программа реализуется за счёт бюджетных средств.

Обсуждение закрыто.