СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №18» структурных подразделений не имеет.
Структура управления образовательного учреждения
Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» и Уставом гимназии и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллектив гимназии, объединяющий обучающихся и работников гимназии, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью. Формами коллегиального управления гимназии являются: Педагогический совет гимназии (состоящий из работников образовательного учреждения ), Общее собрание трудового коллектива , ученическое самоуправление (Совет обучающихся гимназии). Управляющий совет гимназии (из числа родителей, представителей учреждения и обучающихся). В Уставe МБОУ «Гимназия №18», в положениях: «Положение об Управляющем совете МБОУ «Гимназия №18», «Положение о Педагогическом совете МБОУ «Гимназия №18» четко определены прерогативы, полномочия различных органов управления гимназией, а также разграничены полномочия между различными формами коллегиального управления гимназией и администрацией гимназии. Администрация представлена руководителем гимназии — директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления гимназией в полной мере отвечает принципам коллегиальности и единоначалия, соблюдения основных прав всех участников образовательного процесса.
Коллегиальные органы управления:
- Педагогический совет (Положение о Педагогическом совете МБОУ «Гимназия №18») — высший орган самоуправления гимназии, решает вопросы, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно – педагогического и методического уровня. Проводиться не реже 4-х раз в год. Рассматривает и принимает решения по предложениям методического совета, касающихся развития образования в гимназии.
- Управляющий совет Гимназии (Положение об Управляющем совете МБОУ «Гимназия №18») из числа родителей, представителей гимназии и обучающихся. Управляющий совет гимназии действует на основании Положения о нём и созывается не реже 2 раз в год. Совет призван содействовать в организации образовательного процесса, социальной защите обучающихся, обеспечении единых требований к обучающимся и воспитанникам, организации досуга, летнего отдыха и труда обучающихся. Из числа Совета гимназии избирается председатель.
- Методический Совет (Положение о методическом совете МБОУ «Гимназия №18»)– постоянно действующий орган, задачами которого являются:
- Обеспечение условий для планомерной, организованной методической работы, анализа, коррекции и регулирования ее в течение всего учебного года
- Создание эффективной системы методической работы, призванной обеспечить постоянный профессиональный и интеллектуальный рост педагогов и повышение качества образования. В состав МС входят: заместители директора по УВР, руководители МО учителей начальных классов, МО учителей – предметников, МО классных руководителей, социальный педагог и педагог – психолог.
- Общее собрание трудового коллектива (Положение об общем собрании работников, Коллективный договор) – регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками.
- Совет обучающихся (Положение о совете старшеклассников МБОУ «Гимназия №18») – осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в гимназии, помогает в проведении всех внеклассных и общественных мероприятий, осуществляет шефство над начальной школой, способствует организации учебно-воспитательного процесса, организации летнего отдыха учащихся в пришкольном лагере «Росинка».
- Родительский Комитет (Положение о родительском комитете МБОУ «Гимназия №18») – оказывает помощь гимназии в учебно-воспитательной работе, пропаганде педагогических знаний среди родителей, осуществляет связь и взаимодействие между учителями и родителями, школой и семьей.
Управленческая система ОУ представлена следующим образом:
Распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе.
Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности гимназии в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ. Определяет структуру управления гимназией, должностные обязанности работников, несёт ответственность за руководство образовательной, методической, воспитательной работой и организационно – хозяйственной деятельностью гимназии. Директор гимназии обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.
Директор назначается на должность и освобождается от должности распорядительным документом Управления образования мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Организационная структура управления
Организация управленческой деятельности в гимназии осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом гимназии. Организационная структура управляющей системы гимназии состоит из пяти уровней управления.
Первый уровень:
Директор — главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство гимназией и несущее персональную ответственность за стратегию развития гимназии, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Директор несёт персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности гимназии, создаёт благоприятные условия для развития гимназии.
Второй уровень:
- Управляющий совет гимназии — коллегиальный орган управления муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «Гимназия №18» и представителей общественности, осуществляющий общее руководство гимназией. Занимается определением основных направлений развития общеобразовательного учреждения. Управляющий совет содействует в реализации и защите прав и законных интересов участников образовательного процесса. Совет способствует созданию оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Педагогический совет – высший орган педагогического самоуправления, членами которого являются все учителя и воспитатели гимназии, а председателем – директор. На своих заседаниях педсовет рассматривает сложные педагогические и методические вопросы, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, определяет порядок промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- Общее собрание трудового коллектива – высший орган трудового коллектива, на котором обсуждается и принимается Устав гимназии, обсуждаются и принимаются «Правила внутреннего распорядка», принимается решение о необходимости заключения коллективного договора и его последующее утверждение и т.п.
- Родительский комитет
- вносит на рассмотрение предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по организационно- хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями;
- устанавливает связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания гимназии помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы;
- принимает меры общественного воздействия по отношению к родителям обучающихся, не выполняющим законодательство об образовании, нарушающим права обучающихся;
- участвует в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий;
- участвует в работе по контролю за организацией питания обучающихся.
Третий уровень
Заместители директора гимназии по УВР, воспитательной работе, АХЧ, старшая вожатая, социальный педагог, педагог — психолог, организатор ОБЖ и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации: методический совет, аттестационная комиссия, совет по профилактике правонарушений, ППк. Через этих членов гимназической администрации директор осуществляет опосредованное руководство системой гимназии.
Четвёртый уровень
Классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, руководители методических объединений и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние.
Пятый уровень
Обучающиеся, органы ученического самоуправления в классах, члены кружков. По содержанию – это уровень оперативного управления ( уровень «соуправления»). Участие учащихся в управляющей системе гимназии и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности. Управление на этом уровне предполагает курирование, помощь, педагогическое руководство.
Общее собрание обучающихся – высший орган ученического самоуправления. Исполнительным органом ученического самоуправления является Совет обучающихся, который оказывает содействие администрации гимназии, педагогическому коллективу по включению каждого обучающегося в реализацию поставленной цели и подготовке их к преодолению жизненных трудностей, являясь инициатором коллективных творческих дел.
Функциональные обязанности каждого члена администрации четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления:
- Учебно-воспитательный процесс:
- контроль за реализацией ФГОС, за выполнением основной образовательной программы
- контроль за состояние преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;
- контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
- контроль за реализацией программ воспитания, социализациии и профориентации учащихся;
- контроль за формированием УУД учащихся;
- контроль за внеурочной деятельностью, внеклассной работой по предметам;
- контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.
- Педагогические кадры:
- контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
- контроль за работой методических объединений;
- контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;
- контроль за самообразованием учителей;
- контроль за состоянием методической работы;
- контроль за повышением квалификации учителей.
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.